Вторник, 11.08.2020, 11:53Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Ekonomiheskaq_teoriq.doc - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Флуд » Флуд » Ekonomiheskaq_teoriq.doc
Ekonomiheskaq_teoriq.doc
jumper Дата: Четверг, 02.04.2009, 16:55 | Сообщение # 1
Группа: Заблокированные
Сообщений: 127
Статус: :-)
Экономическая система.
Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах. В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные. “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы. 2. На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства. Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов. Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего времени господствовала в нашей политической экономии. 3. Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником считают американского экономиста П.Дракера. В 50-х гг. она находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах У.Ростоу, Белла, Р.Арона и Дж.Гэлбрейта. Наряду с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З.Бжезинский, Д.Белл, Э.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами.4. Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики. Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей частной собственности, даже по сравнению с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.
Модели экономических систем, их основные черты.
Экономические системы их типы, модели.
В истории развития человеческого общества известны следующие системы организации жизни общества:
1. Традиционная система.
2. Командно-административная система.
3. Рыночная.
4. Смешанная.
Традиционная система.
В далеком прошлом развитие экономического производства осуществлялось на основе инстинкта, т.е. проблемы выбора в экономике (что, как и для кого производить) решались на основе обычаев, ритуалов, традиций, наследственности, сословности.
Характерные черты:
 Очень низкая производительность труда.
 Минимальные запросы к ассортименту и к количеству продукции.
 В хозяйстве доминируют крестьянские и ремесленнические хозяйства.
Командно-административная система.
Главную роль в решении проблем выбора в экономике играет государство. Оно решает вопросы по поводу производства и распределения. В его собственности все материальные ресурсы. Решения принимаются с помощью централизованного экономического директивного планирования.
Характерные черты:
 Управление идет из одного центра.
 Нет хозяйственной самостоятельности у хозяйствующих субъектов.
 Существует уравнительное распределение
 Государственный контроль над ценами.
 Централизованное материально техническое снабжение.
Рыночная.
Эти же проблемы решаются с помощью важнейших элементов рыночного механизма и просто рыночного инструментария.
Элементы рыночного механизма:
 Спрос.
 Предложение.
 Цена.
 Конкуренция.
Рыночный инструментарий: убытки, прибыль и т.д.
Смешанная.
Власть и экономика тесно переплетены. Происходит сочетание и взаимодействие частной, коллективной и государственной собственности. Часто разделяются функции государства и рынка. Используются в хозяйстве как рыночные механизмы, так и индикативное (рекомендательное) планирование.
В настоящее время существуют различные модели экономических систем: японская, американская, скандинавская, западно-европейская.
Правовые и экономические аспекты собственности.
Наиб глуб основу всей совокупности эк-х отношений сост отн-я собственности. Они опр-т весь общ-й строй, положение отд-х групп и слоев в обществе. Соб-ть имеет эк-е и юридич-е содержание: эк-е содержание соб-ти хар-ет отношение м\у людьми по поводу присвоения условий и результатов пр-ва. Юридич-я сторона этих отнош-й выр-ся в праве соб-ти. Право собственности – это урегулированные законом общ-е отношения по владению, распред-ю и последованию имущества. Отнош-е соб-ти предполагает наличие опр-х обьектов и субьектов соб-ти.
Объекты соб-ти: 1) недвижимое имущество, 2) движимое имущество, 3)интеллектуальная соб-ть – рез-ты инт-й деят-ти и приравненные к ним ср-ва индивидуализации юридич лица (музыка, произведение).
Субъекты соб-ти: 1)физ-е лица, 2)юридич лица, 3)гос-во и муниципальные образования.
Соб-ть в системе эк-х отношений вкл след-е элементы: 1) присвоения, 2) хоз исп-я, 3)эк-я реализация соб-ти. Присвоение выр-т эк-ю связь м\у людьми , кот-я устанавливает их отн-я к вещам как к своим. Хоз-е использование преполагает передачу соб-ти во временное пользование др лицам на опр-х условиях (аренда, концессия). Лизинг – аренда транспорта и оборудования. Концессия – договор, по кот-му гос-во сдает частным лицам, иностранным фирмам пром-е предприятия, участки земли на опр-х условиях с целью получ-я опр-х доходов. Эк-я реализация соб-ти преполагает получение дохода ее владельцу. Соб-ть всегда выступает в опр-й кокрктной осторической форме.
Истории разв-я общ-ва известны разл формы соб-ти. Прежде всего, разл 2 осн формы соб-ти – общественную и частную. 1) общественная форма соб-ти хар-ет совместное присвоение условий и рез-тов труда. Историч она возникла в виде общины, а затем принимала такие формы как семейная, коллективная, муниципальная и др 2) частная с-ть хар-ет эк0е отн-я м\у людьми, когда отд-е лица или группы людей присваивают условия и рез-ты труда. Частная с-ть выступает в 2-х видах: трудовой (основана на личном труде производителя) и нетрудовой (предполагает эксплуатацию труда и присвоения прибавочного продукта произ-ля – феод-я с-ть, рабовлад-я с-ть). Сущ смешанная форма соб-ти, в кот-й в разных вариантах могут сочетаться вышеприведенные формы, виды и типы соб-ти (акционерная с-ть).
В Украине в Конституции отражены след-е формы с-ти: 1) индивидуальная ( личная, частная, трудовая), 2) коллективная, 3) гос-ная (республиканская), 4) интеллектуальная
Инфляция, ее виды, показатели и причины.
Инфляция спроса и инфляция издержек производства.
Инфляция – это одно из многофакторных и очень сложных экономических явлений. Инфляция характеризуется нарушением воспроизводственного процесса и присуща экономике в которой используется бумажно-денежное обращение. Инфляция – это не чисто экономическое явление, а социально-экономическое явление, потому, что поражает все сферы жизни людей.
Проявления инфляции:
1. В форме повышения уровня товарных цен.
2. В форме относительного удорожания золота.
3. В форме удорожания иностранной валюты.
Иногда удорожание, т.е. рост цен, может и не обуславливаться инфляционными процессами, например, изменение общих воспроизводственных условий вызывает рост издержек производства.
Удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи, или повышения качества продукции требует дополнительных затрат.
Инфляция связана с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Она является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Следовательно, под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения проявляющийся в росте цен.
Наиболее общим, традиционным, является следующее определение инфляции:
Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота. Что и вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Термин «инфляция» - процесс увеличения бумажных денег. Дословно – разбухание, вздутие.
В условиях золотого обращения инфляция невозможна, потому, что золото – это реальное богатство, а не символ богатства (денежные знаки). Если в обращение оказывается больше золота – государство и общество просто изымают его из обращения, используя для накопления богатства.
Инфляционный рост цен можно измерить с помощью индекса цен. Индекс цен – это суммарный, средневзвешенный показатель роста уровня цен на товар и услуги. Индекс цен – это один из самых наглядных, главных показателей по которым определяется наличие инфляции и ее величина.
В экономической теории используются различные индексы цен:
1. индекс потребительских цен. Измеряет стоимость корзины потребительских товаров и услуг.
2. Индекс оптовых цен.
3. Индекс ВНП (дефлятор).
I. Темп роста цен является первым из трех критериев, по которому определяется вид инфляции. Виды инфляции:
1. Если за год цены вырастут на величину до 10% - инфляция называется умеренной.
2. до 200% - галопирующая инфляция.
3. >1000% в год – гиперинфляция.
II. Рост цен по различным товарным группам.
1. Сбалансированная
2. Не сбалансированная.
III. Ожидаемость или предсказуемость инфляции.
1. Ожидаемая (предсказуемая).
2. Неожидаемая (непредсказуемая).
Типы инфляции:
1. Открытая. Действует на рынках, где фигурируют свободные цены.
2. Подавленная (скрытая). Когда государство, обеспокоенное ростом цен борется с этим явлением. Устанавливает тотальный административный контроль над ценами, доходами, государство может просто заморозить цены на определенные товары и услуги. Государство борется не с деформацией рынка, а с последствиями этих деформаций, ростом цен.
Открытая инфляция может протекать в различных формах:
• инфляция спроса.
• Инфляция издержек. Вызывается самим рынком.
• Структурная инфляция.
• Эмиссионная инфляция. Провоцируется нарушением закона денежного обращения ЦБ. Потому, что он, ЦБ, обладает монополией на выпуск (эмиссию) денег.
Инфляция спроса – обычно возникает при максимальной занятости населения и максимальной загруженности производственных мощностей. Повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Обычно такой рост спроса не подкреплен эластичным расширением предложения и цены растут.
Инфляция издержек – рост стоимости факторов производства. Вызывают:
• Экономическая политика государства.
• Рост цен на сырье.
• Олигополистическая практика ценообразования.
Структурная инфляция – ее вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность, т.е. отдельные отрасли не могут насытить рынок полностью товарами, услугами и на такие товары и услуги цены будут расти структурная инфляция очень трудно преодолевается, потому, что нужны большие инвестиционные вливания в экономику, отдельные ее отрасли, а отдача от них последует не сиюминутно. Обычно такая инфляция в стране бывает тогда, когда осуществляется переход на новый вид технического прогресса, во время конверсий военного производства.
РЦБ и фондовая биржа.
Виды ЦБ.
Структура РЦБ.
Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.
Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.
Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.
Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.
Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:
- субъекты рынка;
- собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);
- органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);
- саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);
- инфраструктура рынка.
Облигации - долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер).
По Российскому законодательству акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Вексель представляет собой разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сум¬му, указанную в векселе, его владельцу (векселедер¬жателю) при наступлении срока исполнения плате¬жа или по его предъявлении. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку про¬извести платеж указанной в нем суммы чекодержа¬телю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Следует отметить, что выдача чека не погашает денежного обязательства должника, во исполнение которого он вынужден выписывать чек. Депозитные и сберегательные сертификаты - это всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, одновре¬менно являющийся обязательством банка по выпла¬те размещенных у него депозитов.
Совокупный спрос и совокупное предложение.
Макроэкономическое равновесие и влияющие на него факторы.
Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса.
Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар:
, Q – спрос; P – цена на товар.
Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться.
Этот закон можно изобразить на графике:
Главная функция которую выполняет спрос как главный или важнейший рыночный механизм заключается в том, что именно он (спрос) заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они воздействую на спрос могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы:
 Изменение денежных доходов населения.
 Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров – увеличение потребности на лекарственные препараты).
 Изменение вкусов и предпочтений покупателей.
 Изменение цен на взаимозаменяемые товары.
 Изменения в ожиданиях потребителей.

Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения.
, S – спрос; P – цена на товар.
Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике.
Главная функция предложения состоит в том что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой.

Рыночное равновесие
Равновесие – это состояние баланса между противоположными силами (спросом и предложением).

Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой цене, а продавец стремится продать – по более высокой.
Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.
Избыток спроса – ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.
Макроэкономика находится в состоянии равновесия при таком объеме ВНП, когда сбережения и инвестиции равны друг другу.
1. Если сбережения населения больше, чем инвестиции: при таком уровне ВНП, население будет сберегать больше, чем предприятия будут готовы инвестировать в свои производства. Следовательно, население будет воздерживаться от дополнительного потребления. Предприятия находят меньше потребителей на свою дополнительную продукцию и накапливают товарные запасы. Это не стимулирует предприятия к росту производства и инвестиций. Следовательно, производство будет сокращаться, что приведет к снижению ВНП, сокращению занятости населения, будут уменьшаться сбережения.
2. Если сбережения населения меньше инвестиций, тогда предприятия будут готовы инвестировать под увеличивающийся спрос населения на товары. Это стимулирует предприятия к наращиванию объемов производства, что повлияет на рост ВНП, на увеличение занятости населения.
Следовательно, равновесное состояние сбережений и инвестиций определяет оптимальный объем ВНП, который не приводит к резким колебаниям в экономике.
Экономика должна функционировать таким образом, чтобы не было резкого расширения и сжатия экономики.
Эффект мультипликатора: рост инвестиций приводит к росту ВНП, но этот рост будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту.
Помимо первичного эффекта, куда сделаны инвестиции, у инвестиции есть вторичные, третичные и т.д. эффекты. Затраты, сделанные на расширение производства, на увеличение занятости населения в одной сфере оказывают положительные влияния в других сферах экономики. Этот множительный эффект проявляется в ВНП и называется мультипликационным эффектом. Он может быть подсчитан математически с помощью показателя мультипликатор.
Мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий размер увеличения ВНП при росте инвестиций.

Эластичность спроса и предложения и их использования в микро и макроанализе.
Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.
Этот коэффициент эластичности спроса показывает насколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.
Есть 3 значения эластичности спроса:
 Эластичный.
 Неэластичный.
 Единичной эластичности.
В абсолютном математическом измерении эластичность спроса больше 1, неэластичность меньше 1, единичная эластичность равна 1.
Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный.
Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.
Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.
Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.
Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.
Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования.
Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар.


jumper Дата: Четверг, 02.04.2009, 16:55 | Сообщение # 2
Группа: Заблокированные
Сообщений: 127
Статус: :-)
Возможность доступа к товару тоже влияет на эластичность спроса (ограничен доступ - ниже эластичность спроса).
Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары.
Если спрос на товары эластичен, то производителю часто выгодно понижение цены, потому что его выручка будет возрастать за счет продажи большего количества товаров.
Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли.
На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает на сколько процентов увеличивается или уменьшается спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.
Есть 3 вида эластичности предложения:
 Эластичное.
 Неэластичное.
 Единичной эластичности.
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное.
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров не увеличилось – неэластичное
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность.
На эластичность предложения могут влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.
Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.
При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:
1. Краткосрочный.
Как правило фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемо продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.
2. Среднесрочный
Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0
3. Долгосрочный.
Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.
Монополия, ее экономическая природа, причины возникновения.
Место монополии в конкурентной борьбе.
Государственное антимонопольное регулирование.
Монополия (от моно – один и греч. pōléō - продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.
Со стороны спроса аналогом монополии будет монопсония. Монопсония – это такое положение на рынке, когда существует только один покупатель на товар.
Чистая монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции.
Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.
Причины возникновения монополий:
 Крупные научно-технические открытия;
 Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.
 Появление новых форм собственности, особенно акционерных.
Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.
Существует три вида монополий:
 Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;
 Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;
 Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.
Мировая практика антимонопольного регулирования.
Уже с самого чала ХХ столетия многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства начинают принимать антимонопольные законы. Из разряда первых – закон Шермана (США) – 1898 год. Второй – закон Клейтона (США) – 1914 год.
Цели которые ставит перед собой антимонопольная политика:
1. Сдерживание, или предупреждение монопольных цен.
2. Предупреждение дефицитности производства.
3. Попытка перераспределения монопольного богатства.
4. Децентрализация экономических ресурсов в обществе.
Современное антимонопольное законодательство (мировое) имеет 2 принципиальных направления: первое связано с запрещением некоторых видов деятельности фирм; второе связано с регулированием преимущественно структуры отрасли (или отраслей) через попытки расформировать, если чересчур огромное монополистическое объединение, либо не допустить слияния крупных монополий.
Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства:
• Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка.
• Западно-европейский тип. Более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не любые монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Выделяют антитрестовскую и анти картельную направленность законодательства. Антитрестовские направлены на противодействие таких объединений в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в такой союз фирм.
Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа. Предметом сговора выступает раздел рынка сбыта по потребителям или районам.
Их (законов) плюсы заключаются в том что они стимулируют конкуренцию, способствуют диверсификации капиталов и производства, помогают фирмам осваивать новые сегменты рынков.
Особенности монополии в Российской экономике.
Монополии сейчас имеют место быть в хозяйстве большинства стран мира, но главной особенностью монополизации российского рынка является то, что эта монополизация сложилась в России в результате наследования государственного монополизма социалистической экономики. В бывшем ССР своеобразной монополией выступала командная экономика которая была построена на всеобъемлющем ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов. Такая монополия не допускала конкуренции ни в одной своей части. Часто удовлетворение потребностей всей страны в определенном продукте поручалось 1-2 крупным предприятиям. Причины:
 Желание использовать большой масштаб производства, которое само по себе дает положительный эффект.
 Удобство централизованного планирования, управления крупными предприятиями.
В итоге советские монополисты были узко специализированны, а самой советской экономике была свойственна непропорциональная доля крупных и крупнейших предприятий. И в экономике очень маленький удельный вес мелких и средних предприятий.
Стоимостные показатели (уровень издержек, прибыль) не являлись главными для советских предприятий. Позиции монополистов, в условиях советской экономики, постоянно укреплялись дефицитностью нашей экономики. Советская экономика была изолирована от внешнего мира и позиции монополистов были защищены от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдало качество продукции советских предприятий, ее новизна.
В результате рыночных реформ в России монополистические тенденции резко усилились. Это происходило из-за распада СССР и ослабления экономической связи, как в пределах СССР, так и в пределах Совета Экономической Взаимопомощи. К прежним монополиям добавились новые. Уже в начале 90-ых годов стало ясно, что нужно принимать антимонопольные законы.
Российская антимонопольная политика имеет несколько начал:
1. Стимулирование предпринимательской деятельности.
2. Развитие конкурентных начал.
3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.
Специфика Российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования из деятельности. Так в других странах монополии появились когда уже существовали рыночные отношения и государство, что бы воспрепятствовать удушению конкуренции стало вводить ограничительные нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось уже при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Проблемы которые достались Российской экономике от СССР, и особенно проблема по преодолению монополизма, являются очень серьезными.
Закон РФ, который является первым нормативным актом направленным на развитие конкуренции: «О конкуренции и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках», принят 22 марта в 1991 году. 25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону. В них были определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке. В частности для такого субъекта доля его на рынке составляет 65% и более, а в отдельных случаях достаточно и 35%.
Против монополистической деятельности направлен реестр хозяйствующих субъектов имеющихся на рынке, и за которыми значится товары более 35% на рынке.
Таким предприятиям государство дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе – ассортимент, цены и т.д.
В настоящее время действует комитет по антимонопольной политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике.
Объединение предприятий (картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат).

Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):
 Установление на продукцию единой цены.
 Оговариваются единые условия найма рабочих.
 Устанавливаются квоты на производство продукции
 Договариваются о разделе рынков сбыта.
Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.
Трест – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.
Преимущества даваемые АО:
Все дела АО решаются с помощью учредительских собраний. Все вопросы решаются путем голосования. Решающее слово принадлежит держателю контрольного пакета акций (либо 51% акций, либо 50% + 1 акция). На практике достаточно иметь от 15% акций.
Акция - это ценная бумага которая дает ее владельцу возможности, или право, получать определенные доходы по ней, или на нее. Доход который получает владелец акций называется дивидендами или дивидендом.
Облигация – это ценная бумага которая дает возможность получать доход в виде %. Владелец облигации – кредитор.
Акции дают право голоса на голосованиях.
В первую очередь выплачиваются % по облигациям. По акциям дивиденд выплачивается в самую последнюю очередь.
Родина треста - США.
Концерн. Родина – Япония.
Он объединяет предприятия самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения.
Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция.
Служащими концерна централизованно выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило предприятия производственного характера обладают самостоятельностью.
Образуется концерн на основе т.н. системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия.
Все предприятия взаимосвязаны, т.н. единой технологической цепочкой.
В 60 годах ХХ столетия в США стали появляется такие объединения которые стали называться конгломератами. Считалось, что это пятая форма объединения, но большинство экономистов считают, что это разновидность концерна.
Возникают на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.
Издержки производства: сущность, структура, классификация.
Проблема издержек производства занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Потому, что от величины издержек производства зависит конкурентоспособность предприятия на рынке.
Имея ясное представление об издержках производства можно всегда определить методы и способы с помощью которых их можно сократить, тем самым добиться наибольшей отдачи от тех ресурсов которые используются и следовательно добиться большей эффективности производства.
Именно уровень издержек оказывает определяющее влияние на размер прибыли предприятия, на возможность его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет покинуть его, если издержки превышают прибыль.
В современных западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности.
Издержки производства представляют собой все расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то во что обходится производство данного товара предпринимателю.
Оплата приобретенных предпринимателем факторов производства. Использование их должно обеспечить денежную выручку от изготовленной и реализованной продукции в таком размере, что бы она покрывала произведенные затраты и дала определенный излишек, т.е. прибыль. В конечном итоге именно прибыль является движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. А достижение этой цели в значительной степени зависит от величины произведенных затрат. Издержки производства оказывают большое влияние на конкурентоспособность предпринимателя на рынке. При анализе предпринимательской деятельности используется очень много видов издержек производства.
В самом общем виде выделяют: валовые издержки, постоянные издержки и переменные издержки.
Постоянные издержки – это такие затраты предпринимателя, которые он должен нести в любом случае и которые не зависят от объема выпускаемой продукции.
Постоянные издержки будут даже при нулевом объеме выпускаемой продукции.
Элементы из которых складываются постоянные издержки:
 Арендная плата за помещение.
 Амортизационные отчисления.
 Административные и управленческие расходы.
 Стоимость и содержание оборудования.
 Стоимость освещения и отопления производственных помещений.
 Охрана производственных помещений.
 Выплаты процентов по кредиту.
Переменные издержки – это такие затраты, которые напрямую зависят от объема производимой продукции и применение которых непосредственно будет сказываться на производимом объеме продукции.
Элементы из которых складываются переменные издержки:
 Покупка сырья, полуфабрикатов, материалов и заработная плата производственных рабочих.
Переменными издержки называют по двум причинам:
 Стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры.
 Изменяются в зависимости от жизненного цикла товара.
На первом этапе, когда объем производства невелик, такие издержки достаточно значительны, в дальнейшем по мере увеличения объема выпускаемой продукции уровень затрат снижается, потому, что начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. При вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки могут начать обгонять рост производства.
В сумме постоянные и переменные издержки дают валовые (общие) издержки производства – это все издержки предприятия на данные период времени, которые необходимы для производства того, или иного товара.
Конкуренция и ее виды.
Сущность конкуренции.
Методы конкурентной борьбы.
Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений.
Функции конкуренции в рыночном механизме:
 Регулирующая функция;
 Функция мотивации;
 Функция контроля.
Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.
В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:
 Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);
 Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);
 Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.
Типы конкуренции:
1. Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;
2. Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).
Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:
 В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;
 В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).
Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.
3. Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):
 Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;
 Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;
 Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;
 Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);
 На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.
Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:
 Абсолютная (чистая) монополия;
 Олигополия;
 Монополистическая конкуренция.
Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.
 Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;
 Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;
 Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;
 Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.
Макроэкономические показатели: общая характеристика, виды, методы их расчета.
Макроэкономика – это раздел в экономической теории где рассматриваются закономерности взаимодействия совокупных величин (общего уровня цен и безработицы, общее потребление и инвестиции, общий спрос и общее предложение) и их влияния на изменение в объеме производства, т.е. на общее состояние экономики в любой стране.
Курс макроэкономики преследует цель выбора оптимального варианта, оптимального баланса в развитии экономики, при этом преследуются и важнейшие экономические цели:
 Стабильный рост национального объема производства. Он предполагает, что ежегодный выпуск продукции должен увеличиваться на определенный процент за год, без резких замедлений.
 Обеспечение стабильно уровня цен. При этом цены должны устанавливаться свободно, на основе конкуренции и желательно, что бы они не росли очень быстрыми темпами.
 Обеспечение максимального уровня занятости населения. Т.е. предполагается, что каждый трудоспособный человек желающий работать – должен получить работу.
 Поддержание равновесного внешне-торгового баланса. Здесь предполагается достичь относительного равновесия между экспортом и импортом. А оно может обеспечиваться только если есть свободная продажа товаров в данной стране, и товаров данной страны.
Альтернативные методы измерения макроэкономических результатов. СОП, ВНП, ВВП, ЧНП, НД.
На национальный объем производства оказывает влияние огромное количество различных факторов. Отсюда появляется вопрос научно точно и правильно измерить, как работает экономика в данной стране. Для этого используются различные макроэкономические показатели.
Совокупный Общественный Продукт (СОП).
СОП – это совокупность товаров и услуг произведенных в течении одного года и выраженных в рыночных ценах. В этом показателе отражается общая эффективность всей национальной экономики и благосостояния народа данной страны.
Валовой Национальный Продукт (ВНП) – выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.
Валовой Внутренний Продукт (ВВП) – выражает в рыночных ценах совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны. ВВП = ВНП – ЭКСПОРТ
Чистый Национальный Продукт (ЧНП).
В ВВП существует тенденция к приукрашиванию, т.к. в ВНП учитывается та часть годового производства, которая необходима для замещения использованных в производстве ВНП машин, станков, агрегатов. И если из


jumper Дата: Четверг, 02.04.2009, 16:56 | Сообщение # 3
Группа: Заблокированные
Сообщений: 127
Статус: :-)
ВНП вычесть стоимость потребленных машин и т.д. мы выйдем на величину ЧНП.
ЧНП – это ВНП скорректированный на величину амортизационных отчислений.
С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, т.е. включая домашнее хозяйство, компании, правительство, иностранцев, в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей последующих лет. Исключает повторный подсчет.
Показатель Национального Дохода (НД).
НД – меньше чем ВНП на величину косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений от стоимости элементов основного капитала.
НД меньше чем ЧНП на величину косвенных налогов на бизнес.
НД – это чистый или доработанный доход общества.
Циклическое развитие экономики.

Циклический характер развития общественного производства. Виды экономических циклов.
Цикличность – это всеобщая форма движения которая отражает непрерывность этого движения и смену эволюционных и революционных форм прогресса.
Наиболее характерная черта цикличности – это движение не по кругу, а по спирали, от низшего к высшему. Цикличность – это форма прогрессивного развития.
Каждый цикл имеет свои фазы, длительность. Но характеристики фаз различных циклов неповторимы.
Все циклы в природе и обществе взаимосвязаны. Общественное производство тоже развивается циклически. Причины цикличности развития общественного производства следующие:
1. Несовершенство рыночного саморегулирования.
2. Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства.
3. Характер движения элементов основного капитала.
Цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Она заключается в том, что существует несколько типов циклов (волн) которые, практически, трудно выделить из-за множественности показателей, которыми они характеризуются. Вообще цикличность развития народного хозяйства каждой страны характеризуется совокупностью многих экономических показателей (ВНП, НД, объем промышленного производства, заработная плата в ее реальном значении, размер золотого запаса, добыча полезных ископаемых, уровень прибыли на капитал и др.)
На цикличность влияют и такие факторы, как:
• Научно-технический прогресс.
• Войны.
• Социальные революции.
• Стихийные бедствия.
Циклическое развитие национального хозяйства – это свидетельство жизнестойкости данного строя социально-экономической системы.
Циклическое развитие экономики может проявляться более отчетливо по мере конечного исчерпания экстенсивных экономических процессов; связано с решением региональных проблем, особенно связанных с освоением новых районов. Когда в отдельных районах формируется социально-экономическая инфраструктура.
Виды экономических циклов.
Современная экономическая мысль выделяет следующие виды экономических циклов:
1. Короткие (краткосрочные).
Связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительских рынках. Продолжительность таких циклов обычно оценивается 3-4 годами.
Проявляют себя когда на рынке формируется устойчивый дефицит, который вызывает необходимость перепрофилирования производства, будет создаваться новая пропорциональность в хозяйстве страны, а так же новая структура хозяйства страны. Будет осуществляться перегруппировка уже сложившихся производственных сил.
2. Средние (промышленные).
Связаны с изменением спроса на оборудование, различного рода сооружения, т.е. на элементы основного капитала. Сам же спрос на элементы основного капитала, т.е. его направленность, его величина, зависят от внедрения новой техники в производстве, который непосредственно проявляется через перелив капиталов из одних отраслей в другие. Средняя продолжительность цикла, по К. Марксу, 8-12 лет. Но сейчас это время резко сокращается, и прежде всего из-за действия научно-технического прогресса.
3. Строительные (продолжительность ~18-20 лет).
4. Длинные.
Связаны с появлением и совершенствованием новых технических и технологических систем. Они развиваются на протяжении нескольких промышленных циклов, затем они исчерпывают себя и на смену им приходит новый технологический способ производства. Длинные волны связаны с изменениями, которые происходят в технологическом способе производства.
Впервые это понятие, технологический способ производства, вводит К. Маркс и его содержание сводится к следующему:
• Средства труда.
• Предметы труда.
• Рабочая сила.
• Технологии.
• Энергия.
• Организация производства.
• Информация.
Теория длинных волн была создана выдающимся русским экономистом Николаем Кондратьевым. Он проанализировал основные статистические данные развития капиталистических стран за 100-150 лет. Прежде всего он обращал внимание на:
• Индексы цен.
• Номинальная и реальная заработная плата.
• Производство чугуна, свинца.
• Внешне-торговый оборот.
• и многое другое.
Шуммер аргументирует теорию длинных волн во второй половине ХХ века.
Кондратьев обнаружил и зафиксировал фундаментальную закономерность, что развитие рыночных систем происходит волнообразно.
Период долгосрочных колебаний составляет 45-60 лет.
Длинная волна подразделяется на повышательный и понижательный период. На них накладываются среднесрочные и краткосрочные циклы.
За период с 1789 по 1920 годы Кондратьевым были выявлены две длинные волны, и начало третьей. Под влиянием долгосрочных колебаний изменяются среднесрочные и краткосрочные циклы. Так, если они попадают на фазу подъема длинной волны, то их собственная фаза подъема удлиняется, а если попадают на фазу спада длинной волны, то более затянутыми, разрушительными оказываются фазы кризиса и депрессии.
Классическим примером совпадения фазы кризиса среднесрочного цикла и периода спада длинной валлоны представляется мировой экономический кризис (1929-1933 годы).
Импульс к подъему длинной волны как правило дают научно-технический прогресс, его развитие, либо какие-то выдающиеся научные достижения и открытия.
Иногда длинные волны сопровождаются экономическими и социальными потрясениями в обществе. Длинные волны характеризуют жизненные циклы технологического способа производства.
Промышленный цикл и его фазы.
Промышленный цикл – это функционирование экономики от начала одного кризиса, до начала другого.
Анализируя промышленный цикл К. Маркс выделял в нем 4 фазы:
1. Кризис.
2. Депрессия.
3. Оживление.
4. Подъем.
Современная экономика рассматривает две формы:
1. Рецессия.
2. Подъем.
Главная фаза промышленного цикла – это кризис.
Кризис – прежде всего проявляет себя в сфере обращения. Растет масса нереализованной продукции. Что за этим следует – у предпринимателей часть продукции не реализована. Они не дополучают прибыль. Они не смогут недополученную прибыль положить в банк. В банках сократятся активы. Банки повышают процент на ссуду
Депрессия – Предприниматель распродает произведенный товар. Бизнес начинает копить капитал для использование в более благоприятное время.
Оживление – В этой фазе можно наблюдать со стороны отдельных предпринимателей дополнительный спрос на факторы производства. Если увеличился спрос на факторы производства, то как правило, будет увеличиваться спрос на потребительские товары. Постепенно такое состояние будет охватывать большинство отраслей народного хозяйства и экономика будет набирать объемы производства докризисного состояния.
Подъем – Последует подъем. Экономика начинает интенсивно работать.
Занятость и безработица.
Причины безработицы.
Виды безработицы и ее последствия.

ЦЦ Современной рыночной экономике противопоказаны как 100% занятость, так и большая безработица.
Если предположить 100% занятость населения, то будет проявляться фактор неэффективного использования рабочей силы.
На рынке труда должен обязательно присутствовать определенный резерв рабочей силы. Такой резерв называется естественным уровнем безработицы. 5-7% безработных от числа трудоспособного населения.
Если высокий уровень безработицы: Неэффективное использование рабочей силы и при высоком уровне безработицы это чревато социальными взрывами.
Безработица измеряется двумя основными показателями.
1. Уровень безработицы – определяется как доля официально зарегистрированных безработных от численности трудоспособного населения.

Этот индикатор не дает полного представления о ситуациях в сфере занятости. Исследование проблем занятости, разработка правительственных программ ведутся на основании уровня и продолжительности безработицы.
2. Продолжительность безработицы.
Безработица являясь порождением спада производства становиться звеном экономической нестабильности и усугубляет этот спад. Безработица ухудшает уровень жизни и самих безработных и тех кто работу имеет, потому, что избыток рабочей силы на рынке труда является хорошим фоном для снижения цены труда. При высоком уровне безработицы создаются условия для возникновения социальных конфликтов в обществе. Ухудшается деловая активность. Часто свободные капиталы бегут из регионов повышенного риска в регионы, где наблюдается стабильное экономическое развитие. Снижение жизненного уровня людей приводит к снижению, уменьшению потребительского спроса, к снижению уровня сбережений. А в целом приводит к снижению уровня (свертыванию части) производства.
Безработица вызывает прямые потери общества которые проявляются в следующем:
• Недоиспользуется экономический потенциал общества, т.е. определенное количество рабочей силы не участвует создании национального богатства.
• При продолжительной безработице у многих рабочих может теряться, либо полностью, либо частично, квалификация.
• Высокий уровень безработицы как правило отрицательно влияет на психическое здоровье общества.
• Высокий уровень безработицы как правило вызывает обострение криминальной обстановки в обществе.
Каждый процент увеличения безработицы оборачивается недополучением обществом 2,5% ВНП.
Безработица в умеренных размерах является благом для экономического роста. Положительные моменты:
1. Безработица – это резерв рабочей силы, который можно использовать при последующем расширении производства, при структурных преобразованиях экономики.
2. Наличие безработицы является одним из организаторов дисциплины труда. Страх потерять работу заставляет рабочих более интенсивно работать.
Причины и виды безработицы.
Многие экономические школы пытались, и пытаются анализировать причины безработицы. Одно из мнений – мнение экономиста священника Мальтуса (конец 18 столетия), высказанное в труде «Опыт о законе народонаселения». Он решил, что безработицу вызывают демографические причины. Вследствие их темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства материальных благ и услуг. Народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, а материальные блага и услуги – в арифметической прогрессии.
Карл Маркс (вторая половина 19 столетия) в труде «Капитал» предположил причиной безработицы отставание спроса на труд от темпов накопления капиталов. Циклическое развитие рыночного хозяйства.
Пигус (1923 год) в труде «Теория безработицы» утверждает, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция, она ведет к завышению цены труда.
Причины безработицы:
1. Внедрение малолюдной техники и технологий.
2. Упадок старых отраслей (угольная, черная металлургия и т.д.)
3. Сельское хозяйство и государственный управленческий аппарат являются причиной скрытой безработицы.
4. Несовершенство рынка труда. Отсутствие достоверной информации.
Виды безработицы:
1. Фрикционная. (показывает обыкновенную текучесть кадров)
2. Структурная. (характерна для периода когда в стране идут глобальные структурные изменения)
3. Циклическая. (вызывается циклическим развитием экономики)
4. Институциональная. (возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда)
5. Добровольная.
6. региональная.
7. Технологическая.
8. Скрытая.
9. Частичная.
10. Вынужденная.
Методы государственного регулирования экономики.

К формам государственного регулирования относятся различные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсаторы, система государственного контроля. Бюджетно-финансовая политика, фискальная политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, внешнеэкономическая политика. Одной из высших форм государственного регулирования является экономическое программирование, его по-другому называют индикативным планированием (индикативное – рекомендательное).
Экономическое планирование – это процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регуляторного и комплексного воздействия на его структуру, в соответствии с тем вариантом социально-экономического развития который заранее предусмотрен. Оно возникло сразу после второй мировой войны в таких странах как Франция, Нидерланды, Норвегия, Япония.
1. Экономическое программирование сводится к ранжированию (выбору) приоритетов в экономическом развитии страны между которыми всегда есть противоречивые моменты.
2. При экономическом программировании увязываются выборные цели и система методов, тактических приемов, регуляторов для достижения приоритетов.
3. Разработка экономических прогнозов развития экономики.
Методы государственного воздействия на экономику.
Государство воздействует на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, прямое регулирование экономики и государственное предпринимательство.
Методы государственного регулирования экономики подразделяются на:
• Административные.
• Экономические.
• Правовые.
• Социально психологические.
Административные методы необходимо применять очень осторожно, потому, что они базируются на силе государственной власти и включают в себя различные меры запрета, принуждения, разрешения.
Меры принуждения используются государством в законодательном порядке для защиты окружающей среды, иногда переквалификации кадров, стабилизации социальных отношений. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы регулирования используются в незначительных размерах и могут возрастать в критических ситуациях.
Экономические меры государственного регулирования – основные методы воздействия государства на экономику:
• Регулирование учетной ставки ЦБ.
• Установление и изменение размеров минимальных резервов коммерческих банков.
• Операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Страны с развитыми рыночными отношениями постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Государство должно осуществлять регулирование экономики по следующему принципу: Конкуренция везде, где возможно, а регулирование там, где это необходимо.
Уровни государственного регулирования:
1. Микро уровень (предприятия, корпорации).
2. Мезо уровень (отрасль).
3. Макро уровень (общегосударственный уровень).
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямы методы не дают объекту регулирования свободы в принятии решений. Экономическое законодательство, контроль над доходами, контроль над ценами, экспортные и импортные квоты, лицензии на ту или иную деятельность, экономические стандарты.
Косвенные методы – предоставляют объекту регулирования право выбора при принятии решений: государственные расходы и закупки, налоги, банковский процент, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, покупка и продажа ценных бумаг, таможенные пошлины, валютный курс.
Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.
Существуют ограничения для государственного регулирования экономики:
Недопустимы любые действия государства, которые разрушают рыночный механизм. Рынок во многом является самонастраивающейся системой и поэтому влиять на него надо только косвенными, экономическими методами. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и не эффективных, а так же не существует абсолютно идеальных и эффективных методов регулирования.
Финансовая система и финансовая политика.
Государственный бюджет. Его формирование использование, гос долг.

Финансы – важный инструмент управления экономикой.
Финансы – система образования и использования фондов денежных ресурсов на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Финансы связаны с ценой, зарплатой и кредитом. Они возникают в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Изначально этот термин употреблялся как понятие связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, которые государство использует для выполнения своих функций (экономических и политических).
Бывают:
1. финансы населения – доходную их часть образуют первичные доходы семей, а расходы – все расходы и сбережения населения.
2. финансы хозяйствующего субъекта – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процессы производства и получение прибыли.
3. финансы государства – связаны с первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для выполнения различных функций. Материальное содержание государственных финансов воплощается в государственных и местных бюджетах, спецфондах и госпредприятиях.
Функции госфинансов:
4. 1. инструмент воздействия на процесс общественного воспроизводства.
5. 2. инструмент для поддержания темпов экономического роста
6. 3. используется для поддержки важных отраслей страны.
7. 4. используется для осуществления структурной перестройки экономики.
8. 5. используется для ускорения научно технического прогресса.
Финансовая политика государства – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
Принципы построения финансовой политики государства:
1. принципы единства (в бюджете сосредоточен доход и расход)
2. принцип полноты (учитывает все затраты и поступления по статье бюджета)
3. принцип реальности (правдивое отражение доходов и расходов государства)
4. принцип гласности (обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов бюджета).
Основные направления финансовой политики:
- проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения.
- оздоровление денежно-кредитной системы.
- комплекс мер по социальной защите населения.
Государственная финансовая система – совокупность финансовых звеньев:
1. государственный бюджет – крупнейший централизированный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
2. местные финансы – охватывает широкую группу налогов, систему местного кредита и специальных фондов. Структура определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.
3. финансы госпредприятий – за ними закреплены основные и оборотные фонды. Они находятся на самостоятельной смете и осуществляется регламентир. законом взаимодействия с госбюджетом
4. специальные правительственные фонды – отделены от госбюджета и управляются центр. властями (фонды соцстрахования, целевые фонды).
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается в госорганах. Госбюджет – компромисс между основными социально- экономическими группами в стране, между общегосударственными и частными по проведению налогообложения.
Бюджетная система страны – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Доходная часть бюджета: налоговые поступления, неналоговые поступления(доход от госимущества, дивиденды по акциям), госзаймы, эмиссия денег, таможенные сборы.
Расходная часть: социальные услуги, хознужды, вооружение и обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по госдолгу.
Бюджетный дефицит:
Источники – 1) затратный механизм хозяйствования, 2) административно-командная система управления экономикой.
Причины:
1. спад общественного производства
2. рост предельных издержек общественного производства
3. массовый выпуск пустых денег
4. увеличение затрат на содержание ВПК
5. большой оборот теневого капитала
6. большие непроизводительные расходы (хищения, приписки, потери)
Способы финансирования:
1. кредитно денежная эмиссия
2. увеличение налоговых поступлений бюджета.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленных за определенное время. Бывает внутренний –гос-во должно своим гражданам, и внешний – должно международным организациям.
Система управления госдолгом:
1. изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов.
2. выпуск новых займов и выработка новых условий для них
3. маневрирование с выплатой % займом
4. маневрирование со ставками % по кредитам
Налоги: сущность, формы и принципы налогообложения.
Основные налоговые реформы в переходный период.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.
Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.
Функции налогов:
• фискальная,
• регулирующая (экономическая),
• распределительная (перераспределительная).
Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают пять основных налогов:
1.на прибыль,
2.на добавленную стоимость,
3.подоходный налог с физических лиц,
4.ресурсные платежи,
5.акцизы.
Элементы налога.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в нормативных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
• субъект налога или налогоплательщик;
• объект налога;
• налогооблагаемая база;
• единица обложения;
• налоговые льготы;
• налоговая ставка;
• налоговый оклад;
• источник налога;
• налоговый период;
• срок уплаты налога[32,20].
Субъект налога, или налогоплательщик, - это юридическое либо физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Субъект налога не всегда является реальным его плательщиком. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога - это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога.
Объект налога - это доход или имущество налогоплательщика, которые в силу закона подлежат обложению налогом. Объектом обложения у косвенных налогов выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налогооблагаемая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на:
• федеральные; • региональные; • местные.
По форме взимания различают налоги:
• прямые; • косвенные.
Прямые налоги • это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет ее государству.
Налоговая система России
Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, а также организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства[32,24].
Создание налоговой системы России, отвечающей требованиям рыночной экономики, началось на рубеже 1991-1992 гг.
Действующая в России налоговая система основана на следующих принципах:
- Налоги устанавливаются законами. Этот принцип закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации и из него следует, что законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся федеральными и местными законами, законами субъектов Российской Федерации.
- Отрицание обратной силы закона. Согласно этому принципу налоговые законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Поэтому изменения налогового законодательства не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
- Единство налоговой системы, необходимое для обеспечения единства экономического пространства. Этот принцип означает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Законодательство не допускает установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
- Строгое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между органами власти на разных уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Состав налогов, взимаемых в России, общие принципы налогообложения установлены Налоговым кодексом РФ. Федеральные законодательные органы власти определяют перечень налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории страны и вводят федеральные налоги и сборы.
- Равное налоговое бремя, которое не допускает установление дополнительных, повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, местонахождения налогоплательщика и т.д.
- Однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения;
- Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения;
- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц[6,124-125].
Налоговая политика государства
Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики[18,26]. Содержание и цели налоговой политики обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны.


Форум » Флуд » Флуд » Ekonomiheskaq_teoriq.doc
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последнии темы Читаемые темы Лучшие пользователи Новые пользователи

vLineAge2.ru приглашает сразу после конца света, 22.12, 17.00 МСК!

MagdoJIuHA85

(0)

Бесплатная раскрутка сайта

jumper

(154)

Проект vLineAge2.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск!

DarkBoobs79

(0)

vLineAge.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск!

DarkBoobs79

(0)

Сегодня нас посетили XX юзеров

sachok

(0)

Скрипт "сегодня были пользователи" для uCoz

sachok

(0)

Тёмный вид материалов каталога файлов, новостей,статей, новый diz-c

sachok

(0)

Выдыижной, Красивый поиск

sachok

(0)

Скрипт статистики сайта под темный дизайн

sachok

(0)

ClanWars - статистика CW для ucoz, победы - Поражения

sachok

(0)

Бесплатная раскрутка сайта

(154)

Новый турнир *на вылет* Регистрация здесь

(27)

Премьер-Лига по FIFA 09

(22)

Набирается команда сайта

(20)

Результаты игр

(9)

Инструкция для игры

(8)

Тема для проведения товарняков!!!

(8)

Изготовление аватаров

(7)

Правила Премьер_Лиги

(6)

Премьер-Лига

(5)

jumper

(127)

sachok

(81)

pinkY

(31)

admin

(20)

Buffon

(20)

magistr

(17)

SlemHut

(16)

nicknam

(14)

жека

(12)

jasminka

(9)

  • dhsibgjvvv
  • Teach
  • waxirewion
  • Chuangzhi
  • margesic


  • Copyright Football-world © 2008
    Rambler's Top100 Футбол на Soccer.ru: Новости футбола России и Европы онлайн, Евро кубки и чемпионаты Live Каталог Ресурсов Интернет